Громы и молнии
Я увидел эту лодку на выставке SPIBS, устроенной журналом MBY. Она скромно стояла у причала, пока вокруг не начали собираться посетители. Тогда она принялась задирать нос, поблескивать стеклами, покачивать бортами… Хотя все это — литературные «бантики»: люди заходили на борт, и корма немного проседала; бортовая качка — дело обычное, когда в кокпите 4–5 человек, в стеклах рубки просто отражалось осеннее солнце. А вот факты: за несколько дней боат-шоу компания Grizzly получила три заказа на 820-ю модель.
Встречаем по одежке
Если кто-то скажет, что внешне эта лодка заурядная, я тут же вступлю в спор. Только серьезной дискуссии не получится: достаточно посмотреть на пропорции корпуса и рубки, остекление с глубокой тонировкой, сделанной специально для выставочного образца, наклонную дверь в кокпит, козырек над лобовым стеклом. Удачно выбрана черно-белая цветовая гамма, а вроде бы черный корпус при определенном освещении вдруг оказывается бронзовым. На лодке видишь массу интересных деталей. Простая конструкция фиксатора кормовой «калитки» гарантирует, что та не откроется самопроизвольно. Легкая мачта несет антенны, включая радарную, а в носу предусмотрен матрасик для загорания и держатели стаканов рядом… Трудно представить, что кто-то захочет там разлечься, и держатели выглядят скорее декоративными элементами. Если начать придираться, можно потребовать упор для ноги на покрытых тиком бортовых проходах. Или посетовать, что в кокпите, где есть диван и столик, не развернешься со спиннингом. Но Grizzly 820 — круизная лодка, для рыбалки есть другие модели этой марки. Рубка — это типичное для небольшого круизера одно-объемное пространство с лежанкой на двоих в носовой части и — дальше в корму — с рулевой консолью, динеттой, кухонным модулем и гальюном за дверью. Лежанка не отгорожена переборкой, что предполагает семейный экипаж, если намечается ночевка на борту. Еще одно спальное место формируется из динетты: двух диванов визави и столика. На приборной панели консоли, отличающейся интересным дизайном, помимо приборов Mercury Smart Craft, поместился и комбинированный картплоттер Raymarinе с диагональю 10”. Неожиданно большой камбузный блок вмещает плиту на три конфорки (!) и мойку; полезный в походе холодильник поместили под креслом рулевого.
Гальюн не тесный; удивило только, что душ в нем — опция (как и на транце). Среди деталей отмечу и встроенное в лежанку удобное кресло, и стол с полированной столешницей. Сперва я решил, что она из пластика, но оказалось, это вишня под глянцевым лаком. Теперь и не знаю, что лучше: когда пластик выглядит, как дерево, или наоборот. Кстати, такой же изготовлена и дверь в гальюн. Но главное — в рубке стоишь во весь рост, и здесь не тесно: по ширине лодка выходит за транспортные габариты для трейлера, зато внутри просторно. Радует обилие рундуков для хранения вещей, оборудования и припасов: совокупный объем достигает 3 м3. Интерьер тоже продуманный — по материалам, по сочетанию цветов и фактур: пайолы из венге (шпон на морской фанере), темная полированная вишня, светлая обивка алькантарой, только не ворсистой, а «гладкошерстной».
Сделано на совесть
Grizzly 820 — лодка композитная, построенная из металла и пластика. Обшивка и набор корпуса — легкий сплав АМг 5М (толщина в районе киля 10 мм, днище 5 мм, борта 4 мм); стеклопластик — все, что выше привальника, и внутренний корпус. Умный, надо признать, ход. Легкий сплав привлекает любителей металлических катеров, стеклопластик позволяет получать такие формы, которые в металле изваять невозможно. На верфи внедрена технология вакуумной формовки AirGraf с подачей смолы в матрицу под давлением. Она требует меньше связующего, чем при ручной формовке, отсюда снижение веса при той же прочности. Вместе с тем достигается максимальная плотность пластика, исключаются «воздушные пузыри» (не редкость при контактном методе). Но и у сварного корпуса есть своя эстетика, которую легко нарушат лишние стыковочные швы и грубая сварка. Но здесь обшивка корпуса разворачивается на плоскость, плазменный станок-автомат выполняет их точный раскрой, а сварка в среде инертных газов (аргон, гелий) по технологии cold Ark дает высокое качество соединения листов практически без остаточной деформации. Бегло взглянув на отлично окрашенный корпус, можно ошибиться и посчитать его тоже пластиковым. Ошибку понимаешь, только увидев приваренные брызгоотбойник и продольные реданы…
Ходу, господа, ходу!
На тесте в конце октября вода и воздух были солидарны — температура обеих сред не превышала +4°С. Мы включили отопитель, а Mercury Verado 350 SCi (Racing) на транце приходилось справляться самому. Справился и выдал требуемые 6200 об/мин, разогнав лодку до 40 узлов. Слышал, что кто-то фиксировал 6800 об/мин и скорость была повыше. Верю: холод — не лучшие условия для достижения высоких скоростей. Вероятно, Grizzly 820 выдержит и большую мощность, хотя здесь стоит проявить осторожность. Сначала я бы опробовал два мотора по 250 л. с.: для двух подвесников меняется конфигурация и конструкция транца. При такой мощности прибавка скорости в 5–6 узлов выглядит вполне реальной. И еще важно понять, как повлияет на хода смещение центра тяжести в корму; возможно, придется активно использовать транцевые плиты. Но и с одним Mercury Verado 350 SCi (350 л. с.) жаловаться не на что. Лодка живо разгоняется и глиссирует уже после 2000 об/мин (около 12 узлов). Дифферент при разгоне не более 5?. Да и управляется Grizzly 820 неплохо: чутко отзывается на перекладку штурвала, аккуратно прикладывается на скулу в циркуляции и четко прописывает дугу, не стремясь уйти с курса и при ходе по прямой — по течению Невы или против. А энерговооруженность более 100 л. с./т и килеватость 24° проявятся на волне. Добавлю, что при швартовке на течении нам пригодилась носовая подрулька. Упомяну, что Grizzly 820 допускает установку разных моторов — подвесных или стационарных Mercury с угловыми колонками. В числе последних — дизельные QSD 4.2l (350 л. с.) и TDI 3.0L HO (260 л. с.), а также бензиновый 5.0 MPI (260 л. с.). Интересно, как отразится изменение центровки (по сравнению с подвесным двигателем) на скорости и ходовой посадке. Еще отмечу невысокий для алюминиевого корпуса уровень шума. Его структурную составляющую, передаваемую через конструкции, гасит пенополиуретан, залитый под высоким давлением между наружным и внутренним корпусами. Помимо шумопоглощения и усиления корпуса за счет трехслойной конструкции, пенный материал повышает плавучесть катера, что нелишне. Так завершился наш короткий круиз на лодке Grizzly 820 с грозным именем Firestorm, что переводится как «огненный смерч» или «громы и молнии». Не знаю, какой смысл вкладывали создатели лодки в это название, но «поураганить» на ней, безусловно, можно на любой акватории.