Honda представила новые модели подвесных морских четырехтактных двигателей BF90 и BF75
Имея большой опыт в создании четырехтактных двигателей для автомобилей и мотоциклов, японские моторостроители сумели достаточно быстро адаптироваться к сложившейся ситуации и наладили выпуск четырехтактных моторов малой и средней мощности. В менее выгодной ситуации оказались гиганты американского производства лодочных моторов «Мercury» и ОМС, которым пришлось делать ставку на разработку двухтактных моторов с прямым впрыском топлива. По оценкам специалистов, такой путь считался оптимальным для моторов большой мощности, поскольку четырехтактные моторы мощностью более 150 л.с. значительно проигрывают двухтактным моделям по массогабаритным характеристикам, и в связи с этим могут возникнуть проблемы с установкой их на существующие модели катеров и лодок. Казалось бы, так оно и будет — самым мощным четырехтактником на протяжении последних лет оставалась «Honda-130», а «Yamaha» выпустила на рынок ряд двухтактных моделей с системой прямого впрыска топлива мощностью 150-225 л.с. Тем не менее в 2001 г. «Yamaha», а за ней и «Honda», представили публике новые модели четырехтактных моторов мощностью 225 л.с., подняв, таким образом, почти на 100 л.с. планку предела мощности для моторов этого типа. Над созданием аналогичного мотора работают сейчас и инженеры «Suzuki».
О своем желании расширить гамму выпускаемых четырехтактных подвесных моторов до 200 л.с. специалисты корпорации «Yamaha» заявили еще в 1998 г. Первые образцы нового мотора увидели свет еще в сентябре прошлого года, а спустя несколько месяцев в производство была запущена опытная партия, предназначенная для всесторонних испытаний и проверки надежности узлов и агрегатов новинки. Тот факт, что на разработку мотора ушло более трех лет, говорит о сложности задачи, которую пришлось решать японским мотористам.
В ходе проектирования мотора «Yamaha» отказалась от традиционной для четырехтактных моторов «рядной» компоновки двигателя и создала новую конструкцию блока с V-образным расположением цилиндров. Следует отметить, что по этому же пути развивались в свое время двухтактные моторы, и компоновка нового силового агрегата четырехтактной «Yamaha» напоминает компоновку двухтактников аналогичной мощности.
Двигатель «Yamaha F225» имеет шесть цилиндров, расположенных V-образно под углом 60°, общим рабочим объемом 3352 см3 и выдает максимальную мощность при 5500 об/мин. Газораспределительный механизм DOHC с двумя распределительными валами на головку цилиндров и 24 клапанами. Система выхлопа противоположна автомобильной: газовыпускной тракт расположен в развале цилиндров, а впускные патрубки — снаружи блока. Подобная архитектура позволила создать достаточно легкий и компактный агрегат.
Система смазки стандартна для четырехтактных подвесных моторов: поскольку цилиндры двигателя расположены вертикально, смазочное масло не может находиться в картере. Приходится использовать отдельный масляный бак в дейдвуде под двигателем. Масло подается к трущимся частям масляным насосом, приводимым от коленчатого вала, и возвращается в бак самотеком. Предусмотрено и охлаждение бака забортной водой, которая параллельно охлаждает выхлопные газы, что является эффективным средством снижения шумности мотора. Охлаждается водой и лабиринт выхлопа холостого хода, а также топливный насос, подающий бензин к шести инжекторам, индивидуальным для каждого цилиндра. Впрыск топлива осуществляется в специально спроектированные впускные трубопроводы, индивидуальные для каждого из шести цилиндров.
Процессом подачи топлива управляет электронный блок управления мотором ECU, обеспечивающий оптимальные соотношение топливовоздушной смеси и угол опережения зажигания на всех режимах работы двигателя. Электронный блок также автоматически поддерживает обороты холостого хода, управляет процессом прогрева и защиты двигателя от повреждений при обнаружении отклонений в его работе. Кроме того, ECU содержит диагностическую систему с портом подключения к персональному компьютеру, благодаря которой можно отследить все этапы работы данного двигателя и его систем для определения возможных неполадок еще до того, когда двигатель потребует ремонта.
Мотор F225 отличает наличие системы дожигания газов: попадающие в картер через зазор между поршнем и стенкой цилиндра газы по трубопроводу с сепаратором масла подаются во впускные патрубки, тем самым возвращаясь в цилиндры двигателя, где заново участвуют в рабочем цикле. Применение подобного устройства благоприятно сказывается на экономичности и экологической чистоте мотора.
В итоге японцам удалось создать мотор, который, хотя и является самым тяжелым — его вес 268 кг — подвесником в модельном ряду «Yamaha», но, тем не менее, всего на 74 кг тяжелее двухтактного карбюраторного мотора «Yamaha» той же мощности и на 32 кг — модели с прямым впрыском топлива. В то же время F225 значительно экономичнее и тише своих двухтактных «собратьев», а главное по выбросу вредных веществ в окружающую среду не только отвечает требованиям всех существующих норм, но и более высоким планируемым.
Об экономичности и других эксплуатационных характеристиках мотора можно судить по результатам тестов, которые смогли провести фирмы — производители катеров, благо со времени выхода первой партии F225 прошел почти год. Как показывает сравнение результатов испытаний четырехтактного мотора мощностью 225 л.с., двухтактного мотора 225 EFI той же мощности, оборудованного впрыском топлива во впускной коллектор, а также двухтактного мотора Z 200 HPDI с прямым впрыском топлива мощностью 200 л.с., все моторы производства «Yamaha» на одной и той же лодке (длина 6.3 м, водоизмещение 1500 кг), F225 экономичнее 225 EFI примерно на 30% во всех режимах, а также менее мощного Z 200 HPDI, тише двухтактных моторов на разных режимах в среднем на 10 дБА, обладает более высокими скоростными и динамическими характеристиками, чем сравниваемые моторы.
Серийное производство мотора F225 началось с июня 2001 г. Мотор выпускается с высотой дейдвуда 25 или 30 дюймов (635 или 762 мм). Предусмотрены модификации с левым вращением гребного винта для двухмоторных силовых установок. В октябре начат выпуск двухсотсильной модели F200.
Ожидается, что эти моторы оживят верхнюю часть спектра подвесных моторов, ежегодный объем мировых продаж которых в течение последних лет составляет примерно 800 тыс. единиц. В качестве основного рынка сбыта новых моторов рассматриваются США, где в год продается 350 тыс. моторов, большинство из которых мощностью более 100 л.с.
Труднее всего прогнозировать объем продаж на европейском рынке, где компании «Yamaha» сейчас принадлежит около 33%, а в отдельных странах, таких как скандинавские и Ирландия, она доминирует. В последнее время наметился рост продаж этой фирмы и на юге Европы, во Франции и особенно в Италии. По мнению менеджеров, многое будет зависеть от того, что предпримет «Bombardier» с остатками ОМС. Конечно, никто не в состоянии быстро заполнить образовавшуюся нишу, но все же у «Yamaha» есть возможность расширения рынка сбыта.
Так, «Ямаха» рассчитывает продать в Европе за год до 500 единиц моторов F225/200. Это, конечно, скромная цифра по сравнению с 70 тыс. ежегодных продаж этой компании в Европе подвесных моторов других моделей.
Хотя спрос на более мощные моторы постоянно рос в последние годы, обе модели мотора F225/200 все еще рассматриваются как экзотика. До 70% моторов, которые продает «Yamaha» в Европе, как и большинство других моторостроительных фирм, имеют мощность до 25 л.с.