Подвесной лодочный мотор Mercury в сравнении с Вихрем
Уже свыше полувека фирма «Marine Power» (США) занимает видное место на мировом рынке морских товаров. Она выпускает широко известные подвесные двигатели к лодкам «Mercury», стационарные моторы «MerCruiser», полный ряд запасных частей к ним, а также моторные и трансмиссионные смазочные масла, средства для ухода за двигателями, аксессуары — продукцию, которую объединяет название «Quicksilver».
История создания двигателей «Mercury» связана с жизнью выдающегося изобретателя, талантливого инженера и организатора Карла Киекхафера. Этот необыкновенный человек основал появление марки моторов «Mercury». Он всегда знал, что необходимо людям, которые пользуются его творениями. Спектр его интересов был очень широкий от подвесных и стационарных двигателей до компактных снегоходов (он имел свыше 200 патентов в области моторостроения). Это было только в пользу качества изделий, которые создавались на заводах Киекхафера. Потому самый высокий уровень качества изготовления, продажи и обслуживания — главная добрая традиция «Mercury».
С весны 1996 г., после недолгих переговоров с бельгийским филиалом «Маr nе Рower», совместное украинско-французское предприятие «Фиорд-Бот» решает заняться продажей двигателей «Mercury» и заключает сделку о эксклюзивном праве продажи двигателей «Mercury» в Украине. В настоящее время наши соотечественники могут в полной мере оценить их качество и надежность, прочувствовать удовлетворение от пользования этим чудом техники. Правда, оценивать хотелось бы в сравнении с тем, что нам хорошо и давно знакомо. А сравнивать почти ни с чем. В Украине подвесные двигатели не производились и не производятся. Советские, а в настоящее время российские производители, по социалистической традиции, не тешили людей ни качеством, ни многообразием. Под давлением разных неудач и запретов в относительно «стабильных и благополучных» 80-х годах выпускались лишь «Салют» мощностью 2 л.с., «Ветерок-8» (8 л.с.) и «Вихрь-30» (30 л.с.). Последними годами реанимировано производство «Ветерка-12» и «Нептуна-23», а на далеком Алтае на базе легендарного «Вихря-30» создан двигатель «Бийск-45». Вот и все. И вдобавок все эти двигатели выпускаются по выкройкам 60-х годов (незначительные «плановые» модернизации принципиально ничего не изменяли) на неспециализированных заводах как дополнительная, а не основная продукция.
С 70-х годов под натиском администрации США и известного топливного кризиса моторостроительные фирмы вынуждены были пойти на значительные затраты, добиваясь повышения экологической чистоты двигателей и их экономичности. «Зеленые» и острая конкуренция сделали свое дело. «Mercury» стали комплектоваться усовершенствованными карбюраторами, которые исключают возможность переобогащения топлива на всех режимах (и в то же время не снижают мощности двигателя); благодаря налаженной системе впуска-выпуска было улучшено наполнение камеры сгорания; высокая точность изготовления и качественные металлы позволили снизить содержимое смазочного масла в топливной смеси до 1 %. И это далеко не все. В то же время в бывшем Союзе пошли привычным путем — путем разных запретов на эксплуатацию подвесных двигателей и повышения цен. Результат не замедлил себя ждать — с производства было сняты двигатели «Москва-30», «Нептун-23», «Привет-23», «Прибой». Значительно уменьшились объемы выпуска тех моделей, которые остались. В настоящее время имеем то, что имеем. Сравните: 11 л расход горючего за час на «Вихрь-30» (это при идеальном состоянии двигателя, а после одного-двух сезонов эксплуатации — 14-15 л/час) и 9 л/час на «Mercury-30». Причем смазочного масла в бензине для «Mercury-З0» нужно в 4 раза меньше, чем для «Вихря-З0» . Если же «Mercury» будет оснащен системой впрыскивания смазочного масла, его потребление станет еще меньшим (а количество будет зависеть от режима работы).
Вообще, сравнение этих двух моделей между собой — дело нелегко. Это моторы с двух разных эпох. У «Вихря», как на заслугу, можно указать лишь на то, что он работает на низкооктановом бензине, и для его смазки заливается в бензин обычное автомобильное смазочное масло. Возможно, это было актуально лет 15-20 тому. А в настоящее время? Кроме того, «Вихрь» выигрывает у «Mercury-З0» 12-1З кг веса. Но за счет чего? «Мегсигу-З0» и «Мегсигу-40» имеют один вес. Фактически, это один двигатель с разными степенями форсирования. Кроме того, мощность всех подвесных двигателей в США измеряется на вале гребного винта (такой у них стандарт), а не на коленчатом валу, согласно с нашим стандартом. Что это означает? Пожалуйста, цифры и личные впечатления.
В августе 1996 года на Киевском водохранилище мне пришлось устанавливать «Mercury-25» (мощностью — 25 л.с., весом — 51 кг) с так называемой «длинной ногой» (высота дейдвуда 508 мм), с ручным запуском на лодку «Ока-4». Двигатель был установлен на транец стандартной высоты (380 мм для лодки «Ока-4») с углублением гребного винта на 128 мм более оптимального (поскольку собственник планировал нарастить транца позднее). После этого для сравнения скорости были проведены небольшие соревнования между единообразными лодками «Ока-4», на одной из которых был «Мегсигу-25», а на второй — «Вихрь-З0» (хозяин ручался за отличное техническое состояние своего мотора). При одинаковой нагрузке не обкатанный и с увеличенным углублением гребного винта «Мегсигу-25» уверенно опережал «Вихрь-З0» с разностью в скорости 7-8 км в час.
Разный подход к измерению мощности, более совершенная гидродинамика подводной части с выводом выхлопа через ступицу винта сделали свое дело. Наблюдая за импровизированными соревнованиями егерь местного лесничества высказал беспокойство по поводу того, что непривычно тихая (даже на максимальных оборотах) работа «Mercury» принесет много хлопот местной водоплавающей дичи, если такие двигатели начнут использовать охотники. Стоя на берегу, можно было сравнить работу двух моторов на слух. За 200 м «Mercury» уже не было слышно, в то время как очень гудел «Вихрь», который был метров за 800.
За время испытаний все наслаждались легким запуском, удобным управлением, возможностью контролировать остаток горючего (на 23-литровом бачке установлен индикатор уровня). Выкрутив свечу, посмотреть на величину искры. При прокручивании с минимальной скоростью маховика искру было не только видно, а и слышно: 40 тысяч вольт уверенно пробивали миллиметровое расстояние между электродами.
Вместо двух винтов («грузового» и «скоростного»), которыми комплектуется «Вихрь», в «Mercury» есть возможность выбрать из семи разновидностей — на любой случай и на любую лодку. Причем винт устанавливается на вал без предохранительной шпонки: с далекого 1952 года фирма применяет патентованную конструкцию ступицы, которая обеспечивает прокручивание винта относительно резинового амортизатора при ударе лопасти по постороннему предмету.
Рассказывать о конструкции и возможностях одной модели можно очень долго, информировать читателей по всем модельном ряду «Mercury» — до бесконечности.
Для небольших лодок подойдут модели мощностью 2,5-10 л.с., которые отличаются простотой в управлении, компактностью, легкостью, и, что немаловажное, — малой затратой горючего. Эксплуатация таких лодок приносит подлинное удовлетворение. Один собственник «Mercury-33» на вопрос, были ли у него сложности с двигателем в минувшем сезоне, сразу ответил: «Были! Надоело всем отвечать, что мой двигатель работает на бензине, что он не электрический». Ну, не верят наши земляки, что подвесной двигатель может работать так плавно и тихо. Кстати, есть в «Маr nе Роwеr» и электромоторы «Mercury Thruster», что имеют мощность меньше одной лошадиной силы, они подойдут для надувных лодок, если Вам не нужны большие скорости.
Двигатели, начиная с мощности 10 л.с., можно укомплектовать электрическим стартером, дистанционным управлением. Две модели мощностью 4 л.с. и 9.9 л.с. выпускаются специально для использования на яхтах. Длинный дейдвуд, наличие электрогенератора, специальный редуктор делает эти модели превосходными помощниками яхтсменов.
Летом 1997 г. пришлось иметь дело с двигателем «Mercury-9.9», который поработал несколько часов на чистом бензине без смазочного масла. По словам собственника, в таким недопустимым «способом» было отработано около 10 л бензина. И даже после этого двигатель исправно работал: во время его работы не слышно было посторонних звуков, он нормально реагировал на приращение-убавление оборотов, отсутствовала вибрация, поддерживался нормальный температурный режим. Ощутимо упала лишь мощность. О чем это свидетельствует? В экстремальном состоянии, при отсутствии смазочного масла и значительном увеличении коэффициента трения все узлы работали с высокой степенью физического износа, но не разрушились. Для ремонта и восстановления функционирования подвесного двигателя в полном объеме пришлось заменить ряд деталей самого мотора.
Следующую группу модельного ряда двигателей можно считать наиболее приемлемых и массовой для тех лодок, которые находятся в нас в эксплуатации. «Mercury» здесь представлен моделями мощностью от 15 до 40 л.с., которые могут быть оснащены румпелем или дистанционным управлением, ручным или электрическим стартером, гидравлической системой отбрасывания двигателя. Интересной особенностью моделей мощностью 8-25 л.с. есть то, что управление оборотами двигателя и включение передачи устроены в одной ручке. От управления таким двигателем знатоки в восторге, а те, кто впервые имеют дело с подвесными двигателями, воспринимают все как должное и овладевают его управление за считанные минуты.
Снова хочется привести пример из жизни. Осенью 1996 г. работающий «Mercury-40» без капота был залит волной. (Эксплуатация двигателя без капота недопустима.) Вода попала вглубь картера двигателя. Но самое плохое то, что владелец без колебаний оставил двигатель зимовать в таком состоянии! Результат — весной маховик невозможно было провернуть, даже использовав полуметровый рычаг. Исполняя пожелание владельца двигатель удалось заставить работать без замены деталей. Нельзя сказать, что он стал работать, как новый, но работал же ! Подобного отношения к технике не выдержит ни одна наша конструкция, а потерь не компенсирует никакая гарантия.
Для лодок и катеров большого класса имеется самый широкий модельный ряд. Здесь «Маr nе Power» наиболее убедительно демонстрирует свой потенциал, благодаря тому, что традиционно особенное внимание фирма уделяла как раз мощным моделям. Почти 40 моделей от 50 до 300 л.с. могут быть установленные на катер практично любого размера. Все конструктивные и технологические достижения, воплощенные в металл при производстве этих мощных моделей, дали возможность «Mercury» использовать их в самых престижных гонках на воде. «Mercury» — единственные моторы, которые используются гонщиками «Формулы-1», вытеснив на второй план двигатели концерна ОМС, который выпускает моторы «Джонсон» и «Евинруд».
Уже не один «Mercury-60», «Mercury-75» и «Mercury-90» используются на водных путях Украины. Охарактеризовать этот мощный модельный ряд, остановиться на четырехтактных двигателях и водометах в рамках одной журнальной статьи тяжело. Это мы планируем сделать в будущем.
Скептики скажут: «Все это очень хорошо, а какова же цена такого удовольствия. «Mercury», благодаря титаническим усилиям, стал мировым лидером, а, как известно, качественное дешевым не бывает. Хотя все относительно. Сравните 8000 часов реального моторесурса «Mercury» и 1200 часов «Вихря-З0». Причем, чтобы эксплуатировать «Вихрь» или «Ветерок», нужно буты незаурядным механиком и иметь немало свободного времени. Так что, прежде чем покупать, нужно хорошо посчитать.
Вся продукция «Маr nе Роwеr» имеет исключительную надежность. За два минувшие сезона не было зафиксировано ни одной поломки по вине фирмы. Высокоточные подшипники, очень мощная электронная система зажигания, спиральный зуб в шестернях редуктора, надежная защита от коррозии (все моторы могут работать в морской воде), термостат в системе охлаждения, — вот далеко не все то, что обеспечивает качество и надежность.
Конструкция «Mercury» не имеет слабых мест. Там не нужно ничего совершенствовать. Владельцу остается лишь своевременно заправлять двигатель качественным смазочным маслом и горючим, и тот его не подведет.
Очень хотелось 6ы верить, что о наших отечественных моторостроителях в недалеком будущем можно будет рассказать что-то подобное. Неужели в новых условиях, когда есть сильный промышленный и научный потенциал, украинский подвесной двигатель не имеет права на рождение и развитие?