Вокруг Ирландских островов с лодочным мотором SUZUKI
По правде, говоря, 140-сильный мотор «Suzuki» с длинным дейдвудом был немного слабоват для относительно перегруженной надувной RIB-лодки «Stormforce». Нам вполне хватало скорости в 30 узлов, однако не всем этого было бы достаточно.
При полных оборотах, судя по показаниям измерительного датчика навигатора «Navman», потребление топлива составило 33 литра в час. Заметное снижение расхода топлива достигалось при уменьшении оборотов до 2/3 от максимальных. И, тем не менее, с учетом соотношения тяги к весу и для обеспечения требуемых темпов движения, большую часть дистанции мы прошли именно на полных оборотах. Хотя это было не лишком экономичным решением, однако с нашим запасом в 180 литров в баке под палубой и с пластиковым баком на палубе в носовой части мы получали возможность пройти почти 370 км без дозаправки.
Тяговые характеристики мотора очень хороши, управляемость бесподобна! Ни разу за время похода не было случая, чтобы нам не хватило мощности или чтоб судно теряло управляемость из-за нехватки мощности на моторе. Этот мотор прекрасно сочетается с надувной RIB лодкой и позволяет уверенно чувствовать себя на борту даже при самом сильном волнении, когда рулевой в рубке ощущает наличие резерва мощности на всякий, так сказать, «пожарный случай».
Специалисты «Suzuki», создавая этот 186-килограммовый подвесной двигатель, стремились обеспечить выработку 103 кВт мощности от компактного, легкого четырехцилиндрового мотора без того, чтобы пожертвовать чем-то важным.
В итоге получился мотор с рабочим объемом в 2044 см3 цилиндров калибром 86 мм с ходом поршня 88 мм, который вырабатывает на литр топлива не менее 51,5 кВт мощности, благодаря чему обеспечивает лучшее отношение собственного веса к мощности среди четырехтактных моторов в своей категории.
Чтобы мотор мог показать все, на что способен, следует обеспечить неограниченную подачу воздуха. За это отвечает оригинальной формы вход вентиляционного клапана, который можно видеть на фотографии капота. Воздух, проходя сквозь впускное отверстие, прежде всего, попадает в большой глушитель, затем по длинной алюминиевой трубе попадает к цилиндрам через смеситель. Соревнования подтвердили результативность внимания, уделенного конструкторами проблеме снижения сопротивления в системе отвода выхлопных газов при общем невысоком уровне шума работы мотора и низкому содержанию продуктов сгорания в выхлопных газах.
И, тем не менее, чтобы согласовать водоизмещение лодки и наиболее полно использовать тяговые возможности двигателя, мы сразу же сменили штатный алюминиевый винт с шагом 21 дюйм (53,34 см) на винт из нержавейки с шагом 19 дюймов (48,26 см) модели «Solas» от компании «Steel Developments». Такая замена позволила поднять оптимальные обороты мотора на 500 об./мин., доведя их до паспортных 5500 об./мин. (при максимуме в 6000 об./мин.) и улучшить экономичность без потери тяговых и скоростных характеристик. Винт «Solas» прекрасно показал себя во всех водах, где мы побывали, причем не требовалось регулировать положение регулятора оборотов для предотвращения кавитации или проскальзывания винта.
По нашему мнению, винт «Solas» просто создан для этого мотора, потому что идеально с ним совместим. Многие верфи по непонятной причине перегружают устанавливаемые моторы, заставляя их работать на пределе возможностей, что не только ускоренно изнашивает мотор, но и ухудшает управляемость судна, не позволяет поддерживать постоянную скорость или будет постоянно уводить судно с курса влево. У нас, к счастью, не было подобных проблем, поскольку у мотора «Suzuki 140» антикавитационная пластина была настроена очень правильно – чуть выше обреза V-образного днища. Такая установка обеспечивает максимальный уровень поднятия носа лодка, но и создает условия для оптимальной аэрации винта, работающего у самой поверхности воды. Более того, рулевой получил возможность регулировать наклон мотор в очень широком диапазоне углов.
Подобно большинству современных подвесных лодочных моторов, «Suzuki 140» трудно оживить в случае каких-либо проблем. Случилось так, что наш лодочный мотор чуть не умер в процессе дозаправки встроенного топливного бака при помощи, одолженной по случаю канистры. Такое впечатление, что некоторые канистры, изготавливаемые компаниями или предоставляемые местными портовыми властями для комплектации пунктов проката, мягко говоря, не слишком чистые внутри.
В результате этого, даже небольшое количество топлива, смешанное с мельчайшими загрязнениями, помогает этой грязи проникнуть не только во все топливные фильтры, но даже и набиться в топливные форсунки высокого давления. Этот стало причиной двух лишних «аварийных» остановок, прежде чем нам удалось полностью очистить топливную систему от грязи. Слава богу, хоть компьютер нам на борту не пригодился!
Основная доля проблем с подвесными двигателями в открытом море приходится на грязное топливо, так что советуем всегда особое внимание обращать на то, как производится заправка топливных баков лодки, поскольку именно в чужой канистре может оказаться вода или коллекция кусочков грязи, которую долго собирал местный бомж дядя Вилли. К чести лодочного мотора следует сказать, что ни одна его внутренняя часть ни разу не сломалась. На протяжении всего пути мотор «Suzuki» прошел 1800 км, работая на самых высоких оборотах по 8 часов в день, по нескольку раз меняя обороты до самых малых, стартуя как в прогретом, так и в холодном состоянии. В отличие от проблем, с которыми мы столкнулись в прошлом году на гонке «Вокруг Британии» с четырехтактным 50-сильным лодочным мотором «Suzuki», наш новый 140-сильный лодочный мотор никогда не подал даже признаков ненадежной работы. Чистый, тихий и довольно экономичный для своих размеров, этот новый подвесной мотор наилучшим образом подойдет для любой RIB-лодки среднего размера.
У меня есть всего лишь одна претензия к сборке этого подвесного мотора, хотя я не знаю, к кому эту претензию предъявить – к «Redbay» или к «Suzuki»? Когда единственный раз нам потребовалось срочно заглушить мотор, оказалось, что провода от приборной доски к концевому выключателю попросту не были подключены!
Кто-то совершенно определенно просто спал на работе. Я рассказал это не для того, чтобы доказать наличие недостатков в любом самом лучшем изделии, а просто для того, чтобы поделиться опытом. Когда речь идет о собственной безопасности, никогда не следует слепо полагаться на других людей. Это Ваша жизнь, а потому заботу о ней нельзя передоверять никому!
В заключение специально для эстетов должен заметить, что подвесной мотор «Suzuki 140» очень стильно выглядит, его элегантные обтекаемые формы дополняются симпатичными приливами на капоте весьма привлекательного сине-черного цвета. Не как инженер, а как рядовой пользователь, имеющий опыт похода вокруг Ирландии, могу оценить этот мотор исключительно высоко.