— Журнал «КАПИТАН-КЛУБ» 4/2010 «GRIZZLY 490 DC. Как я катался на медведе.»
Еще не так давно, разглядывая ту или иную лодку “из-за бугра”, мы с энтузиазмом отмечали интересные формы, поражались мощности и скорости, удивлялись обилию и продуманному расположению деталей. Импортные лодки можно было смело назвать образцами для подражания как в области технологии, так и просто в отношении культуры производства, уровень которой не скрыть. Для этого даже не требовалось ставить рядом закордонные модели и наши. Та же ситуация наблюдалась и с автомобилями: на фоне привозной автотехники российские “ведроверы” безнадежно проигрывали.
С того времени многое изменилось: отечественные лодки заметно “подросли” качеством и оборудованием. Один из примеров тому – новая модель “Grizzly 490 DC” питерской компании “АКВАМАРИН”, удачный вариант небольшой универсальной мотолодки для любителей скорости и драйва.
Катер имеет типичную двухконсольную планировку “bowrider”, а к особенностям модели можно отнести приличные размеры носового кокпита. В трехсекционном ветровом стекле средняя секция откидывается к борту, убирается пластиковый щиток внизу, и проход из одного кокпита в другой свободен. В кормовом кокпите стоят отличные кресла водителя и пассажира и широкий кормовой диван. Приличное сиденье есть и в носовом кокпите; под обоими устроены рундуки, общий их объем на лодке достигает 700 л! А где хранить тент, закрывающий в непогоду кормовой кокпит? За спинкой кормового дивана на всю ширину лодки выполнена узкая ниша, куда он и укладывается, а стойки тента прячутся в специальные пазы. Хорошее решение, важное на небольшой лодке.
Панель приборов простая, но они хорошо читаются, и все тумблеры под рукой. На горизонтальной плоскости рулевой и соседней консоли, под ветровым стеклом отформованы небольшие углубления для мелких вещей. Тут же при желании можно установить кронштейны для плоттера или эхолота.
Для меломанов предусмотрена аудиосистема “VDO” с динамиками в водозащищенном исполнении.
Для безопасной эксплуатации лодки вдоль всего борта пущен прочный капитан-клуб 4/2010 77 от киля до клотика поручень из нержавейки, переходящий в носовой релинг. Также небесполезно будет нескользящее покрытие в носу и корме; по спецзаказу на все горизонтальные поверхности можно положить тик.
Grizzly 490 DC” – катер композитный. Днище и борта выполнены из морского алюминиевого сплава AMГ- 5М толщиной 4 мм на днище и 3 мм на бортах, по технологии двусторонней сварки в среде аргона с раскроем листов плазменной резкой на станке с ЧПУ. На днище с каждого борта приварены два продольных редана, внутренний не доходит до транца около метра. Палуба и кокпит изготовлены из стеклопластика с использованием вакуумной формовки, которую, кстати, освоили далеко не все работающие с композитами компании. Перед установкой палубы межкорпусное пространство – за исключением небольшого участка вдоль киля – заполняется пенополиуретаном под давлением. С одной стороны, это повышает ремонтопригодность корпуса, с другой – попавшая внутрь вода или конденсат может стекать к транцу, где вварен штуцер со сливной пробкой. Поэтому зимнее хранение лодки не грозит неприятностями: слил воду – и спокоен до следующей навигации. Место соединения корпуса и палубы по периметру аккуратно закрыто резиновым профилем, который выполняет функцию привальника. Дизайнеры удачно обыграли эту линию: от носа она слегка поднимается к миделю, а дальше дугой опускается до транца. Стилистически ее “мягкая стремительность” вместе с формой ветрового стекла придает лодке довольно спортивный вид, и скорость ему соответствует.
Наша лодка была оборудована подвесным 4-тактным “Suzuki” мощностью 70 л.с. с электронным впрыском и штатным винтом с шагом 17’’. С водителем и двумя пассажирами “Grizzly 490 DC” выходил на глиссирование за 5 с, и за этим интересно было наблюдать. На какое-то мгновение она будто задумывалась, но тут же резко, с подъемом носа начинала глиссировать: скорость выхода на режим около 30 км/ч. Максимальная скорость при этой нагрузке составила 74 км/ч (5600 об/мин.), а с тремя пассажирами она упала до 68 км/ч.
Небольшие размеры лодки, подвесной мотор средней мощности и… ни с чем не сравнимое ощущение свободы. Ты волен дать максимальные обороты – и лодка понесется по водной глади; можешь заложить любой по крутизне вираж – она послушно выполнит и это требование. Только чувствуешь, что перегрузки из-за динамики посильнее, чем на других, более тяжелых катерах. Когда на скорости 45–50 км/ч начинаешь поворот, физически ощущаешь, как вжимает в борт или подлокотник кресла (при их отсутствии кажется, что лодка готова выскользнуть из-под тебя). Диаметр циркуляции не превышал 5–6 корпусов, при этом никакого особого, беспокоящего крена, раскачивания, проскальзывания корпуса или прорыва воздуха к винту на виражах не наблюдалось.
Лодка легко управляется и на заднем ходу: подмоторная ниша хотя и заливается при движении назад, но, благодаря шпигатам достаточно большого диаметра, быстро освобождается от воды.
Как мне сообщили, максимальная мощность мотора для “Grizzly 490 DC” – 100 л.с., и это уже требует от водителя изрядной квалификации. Но даже 70-сильный двигатель дает такие ощущения, что после этого гонка по кольцевой автодороге дороге покажется детской шалостью. Наверное, в этом: в мощности и скорости, – можно усмотреть параллели с медведемгризли. Если такой погонится за тобой, адреналина тоже будет с избытком. Сотрудники верфи рассказывают, что для одного заказчика они усилили транец под 140-сильный мотор. Но дело не только в прочности транца: на мой взгляд, мощность 140 л.с. для столь легкой лодки избыточна.
И еще – по поводу статической остойчивости: даже если три человека встанут на один борт, останется еще достаточно высоты надводного борта.
Модель “Grizzly 490 DC” можно считать вполне универсальной. Вместительная и удобная лодка может служить для прогулок с семьей и веселых уикендов с катанием на водных лыжах, “ватрушках” и “бананах”. Быстрая и надежная, она подходит и для рыбалки, если ее дооборудовать держателями спиннингов и устройством для троллинга……
В общем, смотрите, граждане потенциальные покупатели: вот катер, ничем не уступающий “продвинутым” импортным аналогам. Мы провели тест лодки и рассказали о его результатах. А принятие решений после сравнения этой модели с другими, отечественными и импортными, как всегда, остается за вами. Во всяком случае, безоглядно “кидаться” на “фирму” уже необязательно.
** Технические характеристики **
Длина, м 4,85
Ширина, м 2,05
Осадка корпусом, м 0,25
Высота надводного борта, м 0,80
Высота транца, м 0,51
Килеватость, 17″
Масса, кг 350
Запас топлива, л 70 (90)
Мощность ПМ, л.с. 50–100
Вместимость, чел. 5
Оригинальный текст статьи: Андрей Рощин